Стеклянная лестница и XIX век: как предлагают изменить зал биржи Кенигсберга в центре Калининграда
В Калининграде завершился масштабный архитектурно-реставрационный проект, призванный переосмыслить судьбу одного из главных залов города. В стенах Калининградском музее изобразительных искусств подвели итоги образовательной программы «На дальних рубежах Родины 3:0». В течение нескольких дней шесть начинающих архитекторов-реставраторов из разных уголков России работали над проектами по обновлению главного зала бывшей Кёнигсбергской биржи — уникального исторического объекта, нуждающегося в деликатной и вдумчивой реставрации.
Кто стоял за инициативойОрганизатором выступил Союз реставраторов России. Целью выездной школы стало создание реставрационных концепций, сочетающих историческую точность и современные архитектурные тренды. Участники —ребята из разных городов России — искали баланс между сохранением культурного кода и функциональностью будущего пространства.
Центральным элементом работы стал зал бывшей кенигсбергской торговой биржи — ныне ключевое помещение Калининградского музея искусств. Здание, выполненное в стилистике итальянского неоренессанса с элементами классицизма, представляет не только архитектурную, но и акустическую ценность. Однако за прошедшие десятилетия оно утратило часть своего облика и требует бережного обновления.
Как шла работа: подход, эксперты и отборПеред тем как приступить к созданию концепций, участники провели детальные архитектурные обмеры, проанализировали все доступные старинные чертежи, архивные фото и оригинальные планировки. Проекты оценивало международное жюри, в которое вошли ведущие специалисты России и Европы. Главный приз получил Глеб Сивцов (Калининград/Санкт-Петербург), предложивший концепт, в котором оригинальные интерьеры XIX века гармонируют с современной стеклянной лестницей в минималистичном стиле. Первое место заняла. Вера Ягубянц из Ростова-на-Дону. По словам архитектора Элизабетты Фаббри, подход конкурсантов напомнил ей европейские методики: реставрация на основе архивных изображений с адаптацией под современные решения.
Почему проект важен для КалининградаГалина Заболотская, директор музея, подчеркнула, что участники не просто подошли к задаче творчески, но и учли важнейшие особенности здания — его акустику, освещение и историческую многослойность. Лучшие концепции будут рассмотрены для будущей реставрации на практике.
Реставратор Лучиано Маджи добавил, что здание, несмотря на стилистическое отличие от типичной калининградской застройки, уже стало неотъемлемой частью городского ландшафта. Восстановление зала не только вернёт ему прежний облик, но и сделает его центром культурной жизни региона.