Progorod logo

Полуторка, «катюша» и «Студер»: автомобили, которые победили вместе с Красной армией

12:20 6 маяВозрастное ограничение16+
WarAlbum

Война — это не только пушки, солдаты и стратегия. Это ещё и колёса. Великая Отечественная война доказала: без надёжной техники не было бы ни снабжения, ни быстрой переброски войск, ни спасения раненых. Машины стали не просто участниками сражений — они стали героями наравне с солдатами. Рассказываем о тех, кто «воевал» под капотом.

Полуторка ГАЗ-АА: простая, как молоток

Если бы у войны был рабочий транспорт, это была бы полуторка — народное имя для грузовика ГАЗ-АА, а позже ГАЗ-ММ. Машина могла перевезти до 1,5 тонн, за что и получила своё имя. Конструкция была откровенно устаревшей — копия американского Ford AA конца 1920-х. Но именно в этом и был её секрет: простота, минимум деталей, легко починить в чистом поле.

Чтобы удешевить и упростить производство, в годы войны кабины делали из дерева и брезента, убрали правую фару, бамперы и даже передние тормоза. Но всё это не мешало ГАЗ-АА возить боеприпасы, еду, людей и становиться базой для автобусов, санитарных машин, броневиков и самосвалов.

Особая страница — Дорога жизни по льду Ладожского озера. Именно полуторки везли туда грузы для блокадного Ленинграда.

"Полуторка" (ГАЗ-АА) - автомобиль Степана Марковича Черномырдина - отца В. С. Черномырдина. Из коллекции Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина.

ЗИС-5 и «катюши»: грузовик, ставший платформой для ракет

Если полуторка — трудяга, то ЗИС-5 — тягач с амбициями. Он мог брать на борт до 3 тонн и выпускался почти весь период войны. Под конец стал ещё проще: кабина — деревянная, фары — по минимуму. Но самое интересное — не это.

На его модификацию ЗИС-6, с тремя осями, поставили первую реактивную установку БМ-13, больше известную как «катюша». Машина стала настоящим символом ударной мощи. С грохотом и огнём — в бой.

БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 в музее Артиллерии, Санкт-Петербург

Studebaker US6: «катюша» на американских колёсах

Хотя начали с ЗИСа, настоящей лошадкой для «катюш» стал Studebaker US6. Эти машины СССР получил по ленд-лизу из США. Почему именно они? Полный привод, отличная грузоподъёмность — до 5 тонн, высокая проходимость. Они спокойно шли по грязи, снегу и бездорожью.

Их было много — более 109 тысяч штук. Это больше, чем любого другого автомобиля, поставленного по ленд-лизу. Причём, в самих США эту модель не особенно ценили, а в СССР она стала легендой. Именно «студера» проехали по Красной площади в 1945-м на Параде Победы.

«Как же, Глеб Егорыч, не отставай! У «Студера» мотор втрое!» — помните эту фразу из «Места встречи изменить нельзя»? Это не просто шутка — это уважение к машине.

Studebaker US6 в Техническом музее Тольятти

Willys MB: прародитель всех внедорожников

Когда говорят «джип», чаще всего имеют в виду Willys MB. Он тоже пришёл по ленд-лизу и стал незаменимым для офицеров, связистов, разведчиков. Компактный, проходимый, надёжный. По сути, он и дал старт всему классу SUV, включая современные Land Cruiser и Patrol.

Кстати, слово «джип» родилось от аббревиатуры GP — General Purpose, то есть «общего назначения». В устной речи это быстро превратилось в «джип». Случайное прозвище, ставшее нарицательным.

The Willys-Overland MB US Army Jeep and the Ford GPW were manufactured from 1941 to 1945.

ГАЗ-М1: «Эмка», которая пошла на фронт

ГАЗ-М1 или «Эмка» — советская легковушка, созданная на базе Ford Model B. Прочная, надёжная, с простым 50-сильным мотором. На гражданке она была престижной, но с началом войны почти все «эмки» ушли в армию.

Чаще всего — как штабные машины. Но встречались и санитарные, и командирские. Простая, как велосипед, и крепкая, как трактор — так о ней отзывались фронтовики.

Автомобиль ГАЗ-М-1 в Музее отечественной военной истории

ГАЗ-67: наш «Виллис»

Советский ответ американскому джипу — ГАЗ-67. Он был проще, грубее, но и выносливее. Дверей не было вовсе, подвеска жёсткая, но зато мотор работал даже на плохом топливе, а ремонт занимал минимум времени.

Прошёл полтора десятка модификаций и стал одной из самых узнаваемых армейских машин того времени. В боевых условиях выживал там, где другие сдавались.

Севастополь. Парад в честь Дня Победы (9 мая 2012)

Что ещё ехало на Победу

В целом, по ленд-лизу в СССР попало более 400 тыс. автомобилей. Помимо Studebaker и Willys, это были:

Ford G8T — 80 тыс. штук, некоторые собирали в Горьком под именем «Форд-6»;

Chevrolet G7107/G7117 — надёжные армейские грузовики;

Dodge WC-51 — легендарный «три четверти», то есть с грузоподъёмностью 750 кг, — их было более 25 тыс.

Эти машины не попадали на плакаты, но их вклад в Победу огромен: они везли хлеб, патроны, людей и веру в то, что доживём до победы.

Почему это важно

Мы привыкли видеть технику войны как танки и самолёты. Но настоящая победа держалась и на простых автомобилях — грузовиках, джипах, фургонах. Их не чествуют на парадах, о них не пишут в учебниках, но именно они подвозили последние ящики с боеприпасами и вывозили раненых с поля боя. Победа ехала на колёсах — и это надо помнить.

Не только салют: по Преголе пойдёт «Паром Победы» с пиротехникой и оркестром
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: