Progorod logo

Страшнейшая авиакатастрофа СССР: трагедия в Светлогорске 1972 года, о которой молчали до распада Союза

10:27 16 маяВозрастное ограничение16+
Массовое захоронение погибших в катастрофе детей/ruinformer

53 года назад в этот день, 16 мая 1972 года, в тихом прибрежном городке Светлогорск Калининградской области, произошла одна из самых страшных авиакатастроф и трагедий в истории Советского Союза. Военно-транспортный самолет Ан-24, выполнявший учебно-инспекционный полет, врезался в сосну, потерял управление и обрушился на здание детского сада. После чего начался пожар. От огня и травм погибли 24 ребенка, воспитатели и весь экипаж. Следующие сутки город был блокирован, связь отключена, следы катастрофы уничтожались буквально на глазах у местных жителей. И до сих пор эта трагедия окружена полуправдой и мифами.

Хроника катастрофы: как всё произошло

Утро вторника было пасмурным. По прогнозу — облачность, туман, температура от 5 до 10. Дети заканчивали прогулку и уже собирались на обед. Повариха Тамара Янковская расставляла приборы в столовой. В эти же минуты с аэродрома в Храброво взлетел военный Ан-24. На его борту было шесть членов экипажа и два инспектора. Им предстояло проанализировать работу радиотехнических систем авиации в поселке Коса.

Командир судна Вилор Гутник вскоре сообщил: полет продолжается на 150 метрах, а не на планируемых 500. Видимость — нулевая, самолет входит в полосу плотного тумана. Через считанные минуты Ан-24 заденет кроны деревьев, потеряет часть крыла и обрушится на здание детского садика. Потом раздастся взрыв.

Скриншот MORSKIYA / YouTube

Масштаб бедствия и мгновенная зачистка

Пожарные и военные прибыли на место практически мгновенно. Город оцеплен, электричество выключено, жители не имеют права покидать дома. Улицы перекрыты, телефоны молчат. Обломки самолета и тела погибших увозят самосвалами. На месте сада — за ночь разбивают сквер. О произошедшем на утро напоминает только запах керосина. По словам местных жителей он не выветривался несколько недель.

КГБ опрашивает местных, «обрабатывает» свидетелей, пресекает любые попытки рассказать о трагедии. Даже электрички из Калининграда отменяются. Изоляция — полная. Уже 17 мая слухи о катастрофе передаются западными радиостанциями. Советская пресса — молчит.

Чьи жизни забрал Ан-24

Погибло 24 ребенка. Их имена не публиковались. Кто-то был опознан по фрагментам одежды. Таню Жаворонкову, дочь местного партийного лидера, узнали по голубому платью. 6-летний Андрей Шабашов погиб случайно: по болезни он не ходил в садик, но в день катастрофы забежал к маме-воспитательнице. Иногда сообщается о 23 погибших детях: отец одной из малышек на момент трагедии был в море и попросил не поводить церемонию до его возвращения. Это захоронение находится отдельно.

С детьми было две воспитательницы. Одной не стало на месте. Вторая умерла в больнице вместе с поваром: женщины не смогли пережить последствия сильных ожогов. Спастись удалось нянечке, которая мыла окна снаружи. Еще в садике была случайная посетительница: женщина зашла поболтать к подруге. Ее придавило шкафом, но к счастью травмы оказались не смертельными. Не пострадали и школьницы, шедшие по улице совсем рядом.

Погибшая группа детей/onliner.by

Официальная версия: ошибка высотомера

Следствие, проведенное военными, дало скупое заключение: ошибка в определении высоты в условиях плохой видимости. Барометрический высотомер был неправильно настроен — самолет находился на критически малой высоте и летчик думал, что запас — еще около 100 метров. На деле — менее 50. Радиовысотомер мог спасти ситуацию, но он не сработал или не использовался.
Падение происходило стремительно: после удара о деревья самолет прошел еще 200 метров, врезался в здание, взорвался. Горело всё — фюзеляж, стены, тела. Алюминий плавился, как бумага.

Схема происшествия/LiveJournal

Альтернативные версии: пьянство или секретная миссия?

В 2012 году в СМИ обратился бывший военный Михаил Слободчиков. Он утверждал, что должен был быть на борту, но в последний момент его заменили. По его словам, экипаж мог находиться в состоянии алкогольного опьянения — якобы результаты вскрытия это подтвердили, но были засекречены, чтобы избежать скандала. Такие слухи бытовали в народе и в первое время после трагедии.

Другие версии касались сверхсекретного задания — якобы экипаж проверял невидимость для вражеских радаров на минимальной высоте. Однако краеведы, изучившие документы, считают это домыслами: в официальных архивах подтверждений нет.

Почему летчик не смог спасти самолет?

Командир Гутник — опытный, 5000 часов налета. Коллеги называли его дисциплинированным и виртуозным. По мнению экспертов, он в последние секунды понял, что происходит, и потянул штурвал. Но у тяжелого Ан-24 не хватило динамики — самолет «просел», зацепил деревья, потерял устойчивость. Маневренности не хватило, чтобы избежать трагедии.

Последствия, которые не афишировали

Уголовное дело возбуждено не было. По приказу Минобороны, сняли с должностей около 40 офицеров. Но никто не понес реального наказания. Семьи погибших не получили компенсаций.

Гробы были запаяны, тела запрещали показывать. Погребение прошло без прессы. Несмотря на запрет распространения информации и отмену общественного транспорта в день погребения на кладбище Светлогорска собралось порядка 10 тысяч человек. У тех кто взял камеры правоохранители засвечивали пленки. Но некоторые кадры уцелели

Один из кадров с похорон/bigpicture.ru

Летчиков похоронили в Калининграде: как сообщают источники, родители детей категорически возражали против такого соседства.

Память, которая осталась

В 1994 году на месте авиакатастрофы построили небольшой православный храм-памятник. Издали он выглядит как игрушечный. Все работы велись на пожертвования местных жителей. Внутри нет большого иконостаса.Только небольшие образки, фотографии погибших и всегда горящая свеча.

Фото: Shutterstock

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: