Progorod logo

Проект позапрошлого века может быть завершён: Волго-Двинская магистраль снова на повестке

31 мая 14:31Возрастное ограничение16+
Joshua Choate, Pixabay

Идея строительства железной дороги между Волгой и Северной Двиной, возникшая ещё в XIX веке, вновь обсуждается в России. Этот инфраструктурный проект зародился ещё во времена Российской империи, но по различным причинам так и остался незавершённым. Сегодня к нему возвращаются как к перспективному направлению развития транспортной сети северных регионов.

Незаконченная история длиной в столетия

Первая часть железной дороги была построена ещё при царском правлении, а другая — в советский период. Однако на всём маршруте так и не удалось соединить все участки: недостроенными остаются около 150 километров из запланированных 900. Первоначально дорогу хотели проложить от Казани до Котласа, чтобы объединить Волгу с Северной Двиной и получить новый путь к Белому морю и Архангельску. Этот маршрут открывал бы транспортный коридор протяжённостью свыше 600 километров к северным портам.

Инженер А. П. Энгельгарат отмечал, что северо-восток европейской части страны остаётся практически изолированным от транспортной сети. При этом эти регионы обладают богатым природным потенциалом и важны для экономики.

Фото: Overclockers Экономическая значимость проекта

В конце XIX века предполагалось, что новая дорога даст толчок развитию лесной и горнодобывающей отрасли в Архангельской, Олонецкой и Вятской губерниях. Близость транспортных артерий позволила бы наладить стабильные поставки и снизить цены на продукты для населения. Кроме того, планировались и ответвления — например, в сторону Перми — для соединения с Сибирью и выхода на международные рынки через северные порты.

Маршрут, как подчеркивали специалисты, не представлял сложностей в строительстве: равнинная местность и отсутствие крупных водных преград делали его технически реализуемым. Время в пути от Казани до Архангельска могло бы составить всего шесть суток с учётом речного этапа.

Сначала проект был заморожен, а затем забыли о нём на десятилетия

Впервые вопрос о железной дороге, соединяющей Северную Двину с Волжским бассейном, официально подняли в 1868 году по указу императора. Через два года идея переросла в Вятско-Двинскую магистраль, а в 1890-х оформилась в виде плана линии Казань — Котлас с ответвлением до Перми.

Фото: Overclockers

К строительству приступили в 1895 году, и уже к 1899 году поезд дошёл до Котласа через Вятку. Но участок между Казанью и уже проложенными линиями так и не был достроен.

Советская власть вернулась к проекту спустя десятилетия: в 1920-х начали строить от Казани в сторону Кирова. В 1927 году составы дошли до Йошкар-Олы, а к середине 1970-х — до Яранска. Однако довести дорогу до Кирова не удалось.

Фото: Overclockers Новая волна интереса в XXI веке

Идея вновь всплыла в 2010-х, но РЖД тогда заявляли о низком прогнозируемом грузопотоке. Однако уже в мае 2025 года власти Марий Эл снова подняли этот вопрос. Планируется завершить строительство до станции Котельнич. Рассматриваются два варианта прокладки маршрута — либо через Советск (180 км), либо вдоль трассы Р-176 «Вятка» (130 км).

Фото: Overclockers

Стоимость завершения оценивается в 50 миллиардов рублей. Региональные власти надеются, что дорога будет не только достроена, но и в будущем электрифицирована. Это откроет новые логистические и экономические перспективы для северных районов страны.

Таким образом, проект, начатый более века назад, может, наконец, обрести завершение — и принести реальную пользу новым поколениям.

Новая точка на туристической карте: как Краснознаменск заманивает отдыхающих
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: