Progorod logo

Запрет Литвы на границе с Беларусью обернулся транспортным коллапсом

13:00 7 ноябряВозрастное ограничение16+
Первый городской канал Калининград

У границы Беларуси и Литвы воцарилась тревожная тишина, которую нарушает лишь гул моторов тысяч застрявших фур. Дипломатическая перепалка о метеозондах и контрабанде сигарет стремительно переросла в полномасштабный транспортный кризис. Пока официальный Вильнюс пытается точечно решить проблему своих водителей, Минск отвечает жёстко и категорично: ответственность за последствия лежит целиком на соседе.

Всё началось с, казалось бы, частной проблемы. 29 октября Литва в одностороннем порядке закрыла автодорожную границу с Беларусью. Официальная причина прозвучала необычно: власти балтийской республики заявили об «активизации запуска метеозондов», которые, по их данным, используются для переброски сигаретной контрабанды. Этот метод, как отметили в Вильнюсе, создаёт угрозу для гражданской авиации.

Однако Минск не стал оставлять этот шаг без ответа. Уже 31 октября Беларусь ввела зеркальный запрет на движение литовских и польских грузовиков по своей территории. Результат не заставил себя ждать: в считанные часы на пунктах пропуска с обеих сторон образовалась гигантская пробка из примерно 5 000 литовских фур. Водители оказались заложниками политического противостояния.

Ситуация приобрела новый драматический оттенок, когда литовский кабинет министров во главе с Ингелой Ругинене решился на неординарный шаг. Сообщается, что Литва намерена официально обратиться к Беларуси с просьбой разрешить своим застрявшим грузовикам вернуться домой. Но — и здесь главный нюанс — это прошение не будет сопровождаться никакими изменениями в пограничном режиме.

«Граница останется закрытой», — подчеркнула премьер-министр. Таким образом, Вильнюс хочет вывести из-под удара своих перевозчиков, но не готов отменять собственные ограничения. Эта позиция выглядит как попытка отыграть ситуацию назад, не теряя лица.

Официальный представитель МИД Беларуси Руслан Варанков дал жёсткий и бескомпромиссный ответ на складывающуюся ситуацию. Он прямо заявил, что Беларусь не несет ответственности за негативные последствия, спровоцированные решением Литвы.

«Мы, со своей стороны, настоятельно призываем литовские власти отменить свое решение и возобновить нормальное функционирование погранпереходов», — заявил Варанков.

Он акцентировал, что о «каких-либо избирательных мерах» речи быть не может. То есть, Минск не намерен удовлетворять точечную просьбу о возврате фур, пока граница не будет открыта полностью.

При этом дипломат оставил место для манёвра, отметив, что Беларусь «в любое время готова к диалогу» в интересах урегулирования проблемы. Но диалог этот возможен только при условии отмены литовских ограничений.

Пока политики обмениваются заявлениями, реальный удар приходится по двум фронтам:

Экономика. Тысячи замороженных грузов, простой автопарка, срывы поставок — убытки для литовских и европейских бизнесов исчисляются миллионами евро.

Люди. Водители оказались в ловушке на нейтральной полосе между двумя государствами, без чётких перспектив возвращения домой.

Этот кризис наглядно демонстрирует, как быстро политические решения могут парализовать экономические связи и разрушить жизни обычных людей. Развязка этой истории пока не ясна, но ясно одно: пока Вильнюс и Минск ищут, кто кого переупрямит, проигрывают все.

Когда новые паромы из отечественных компонентов выйдут на линию Усть-Луга — Балтийск
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: