Российская авиация столкнулась с серьезным кризисом: более 50% самолетов семейства Airbus neo оказались прикованными к земле. Из 66 лайнеров моделей A320neo и A321neo, эксплуатируемых в России, 34 машины в настоящее время не выполняют полеты.
Особенно тревожная ситуация сложилась в авиакомпании S7, где приостановлена эксплуатация 31 самолета из 39 имеющихся neo-машин. Эти относительно новые воздушные суда (возраст от 3 до 7 лет), оснащенные американскими двигателями, составляют существенную часть флота перевозчика — более 33%.
Эксперты прогнозируют, что масштабное сокращение действующего парка этих лайнеров может начаться уже через 2 года. Хотя часть самолетов временно выведена из эксплуатации для сохранения ресурса двигателей до начала активного туристического сезона, существуют опасения, что 15-20 бортов могут навсегда остаться на земле.
Основная проблема заключается в технической сложности силовых установок этих современных авиалайнеров. В условиях санкционных ограничений и общемирового дефицита запчастей, российские техники сталкиваются с серьезными трудностями при обслуживании и ремонте этих «капризных» двигателей.
Несмотря на заверения вице-премьера Дениса Мантурова о постоянной работе властей над решением вопросов технического обслуживания иностранных воздушных судов в условиях санкций и ухода западных производителей, ситуация остается критической. Отсутствие доступа к оригинальным запчастям и сложности с обслуживанием создают серьезные препятствия для поддержания летной годности этих высокотехнологичных лайнеров.