Загадка или обман: 10 произведений искусства, которые вызывают недоумение даже у экспертов
Мир искусства удивителен своей многогранностью и непредсказуемостью. На протяжении веков творцы создавали работы, которые заставляли общество не только восхищаться, но и недоумевать, порой даже испытывать культурный шок. Далее в статье Про-город Калининград мы рассмотрим 10 произведений искусства, которые вызывают наибольшее недоумение у публики и критиков, но при этом занимают значимое место в истории мирового искусства.
«Фонтан» Марселя ДюшанаВ 1917 году Марсель Дюшан представил миру обычный писсуар, подписанный псевдонимом «R. Mutt», и назвал его «Фонтаном». Эта работа до сих пор вызывает жаркие споры о том, что можно считать искусством. Дюшан не создавал объект, а лишь переосмыслил существующий, введя термин «реди-мейд» – готовое изделие, перемещенное в контекст искусства. Писсуар, помещенный в галерею, стал символом концептуализма и заставил зрителей задуматься: определяется ли искусство мастерством исполнения или идейным содержанием?
Итальянский художник Пьеро Мандзони в 1961 году заполнил 90 консервных банок собственными экскрементами, запечатал и продавал их по цене золота. «Мерда д'артиста» (буквально «Отходы художника») – это радикальная критика арт-рынка и его коммерциализации. Шокирующий концепт поднимает вопрос: может ли все, что создает художник, считаться искусством? Сегодня эти банки оцениваются в десятки тысяч евро, что парадоксальным образом подтверждает первоначальную идею Мандзони.
«Комедиант» Маурицио КаттеланаВ 2019 году на ярмарке Art Basel Miami Маурицио Каттелан представил инсталляцию, состоящую из банана, приклеенного скотчем к стене. Работа, проданная за 120 000 долларов, вызвала бурную реакцию публики. Многие задавались вопросом: как обычный банан может стоить таких денег? Однако покупатели приобретали не конкретный фрукт, а концепцию и сертификат подлинности, дающий право заменять банан по мере его естественного разложения.
Фото: общественное достояние / Wikimedia Commons «Банка с дыханием художника» Том Фридмана
Американский художник Том Фридман однажды представил прозрачную стеклянную банку, утверждая, что она содержит его дыхание. Эта работа 1990 года – пример искусства, которое существует главным образом в воображении зрителя. Отсутствие визуального подтверждения заставляет аудиторию либо принять на веру утверждение художника, либо отвергнуть его как обман, что создает интересный философский дискурс о доверии и сущности искусства.
«Невидимая скульптура» Сальвадора ГарцонаВ 2021 году итальянский художник Сальвадор Гарцон продал «невидимую скульптуру» за 15 000 евро. Покупатель получил только сертификат подлинности, подтверждающий владение произведением, которое физически не существует. Гарцон назвал работу «Я есть» и утверждал, что она заполняет пространство энергией. Это произведение развивает традицию концептуализма до логического предела, полностью отрицая необходимость материального воплощения искусства.
«Любовь в мусорной корзине» БэнксиВ 2018 году произошло беспрецедентное событие в мире искусства: картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась сразу после продажи на аукционе Sotheby's за 1,4 миллиона долларов. Встроенный в раму шредер разрезал полотно на полоски, создав новую работу, которую художник переименовал в «Любовь в мусорной корзине». Это действие поставило вопрос о ценности и преходящей природе искусства, а также о роли художника в контроле над своими произведениями после их продажи.
Фото: Бэнкси «Художник за работой» Криса Бердена
В перформансе 1971 года американский художник Крис Берден лег на пол галереи, накрывшись брезентом, и пролежал так пять дней. Зрители могли видеть только форму тела под тканью. Этот минималистичный перформанс заставлял задуматься: в чем заключается работа художника? Достаточно ли простого присутствия, чтобы считаться искусством? Берден размыл границы между жизнью и творчеством, превратив собственное тело в арт-объект.
«4'33"» Джона КейджаМузыкальная композиция Джона Кейджа «4'33"» (1952 год) представляет собой три части полной тишины. Исполнитель сидит за инструментом и не извлекает ни единого звука в течение 4-х минут и 33-х секунд. Смысл произведения в том, что зрители слышат окружающие шумы – скрип кресел, кашель, шепот, которые и становятся музыкой. Это радикальное переосмысление понятия музыкального искусства вызывает у многих недоумение даже спустя десятилетия.
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Дэмиена ХерстаРабота Дэмиена Херста 1991 года представляет собой 4-метровую тигровую акулу, заключенную в формальдегид внутри стеклянного контейнера. Это произведение, проданное за 12 миллионов долларов, поднимает вопросы о смерти, сохранении и восприятии. Многих возмущает сама идея использования мертвого животного в искусстве, тогда как другие восхищаются смелостью концепции и мастерством исполнения. Эта работа остается одним из самых спорных произведений современного искусства.
Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – одно из наиболее загадочных и недооцененных широкой публикой произведений. Простой черный квадрат на белом фоне вызывает недоумение: «Что тут особенного? Это мог нарисовать каждый!». Однако это революционное произведение ознаменовало рождение супрематизма и абстрактного искусства, став поворотным моментом в истории живописи. Малевич создал «нулевую точку живописи», от которой искусство начало развиваться в принципиально новом направлении.