Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Загадка или обман: 10 произведений искусства, которые вызывают недоумение даже у экспертов

Загадка или обман: 10 произведений искусства, которые вызывают недоумение даже у экспертовобщественное достояние/Wikimedia Commons

Мир искусства удивителен своей многогранностью и непредсказуемостью. На протяжении веков творцы создавали работы, которые заставляли общество не только восхищаться, но и недоумевать, порой даже испытывать культурный шок. Далее в статье Про-город Калининград мы рассмотрим 10 произведений искусства, которые вызывают наибольшее недоумение у публики и критиков, но при этом занимают значимое место в истории мирового искусства.

«Фонтан» Марселя Дюшана

В 1917 году Марсель Дюшан представил миру обычный писсуар, подписанный псевдонимом «R. Mutt», и назвал его «Фонтаном». Эта работа до сих пор вызывает жаркие споры о том, что можно считать искусством. Дюшан не создавал объект, а лишь переосмыслил существующий, введя термин «реди-мейд» – готовое изделие, перемещенное в контекст искусства. Писсуар, помещенный в галерею, стал символом концептуализма и заставил зрителей задуматься: определяется ли искусство мастерством исполнения или идейным содержанием?

Фото: Марсель Дюшан. src Original picture by Stieglitz

«Мерда д'артиста» Пьеро Мандзони

Итальянский художник Пьеро Мандзони в 1961 году заполнил 90 консервных банок собственными экскрементами, запечатал и продавал их по цене золота. «Мерда д'артиста» (буквально «Отходы художника») – это радикальная критика арт-рынка и его коммерциализации. Шокирующий концепт поднимает вопрос: может ли все, что создает художник, считаться искусством? Сегодня эти банки оцениваются в десятки тысяч евро, что парадоксальным образом подтверждает первоначальную идею Мандзони.


«Комедиант» Маурицио Каттелана

В 2019 году на ярмарке Art Basel Miami Маурицио Каттелан представил инсталляцию, состоящую из банана, приклеенного скотчем к стене. Работа, проданная за 120 000 долларов, вызвала бурную реакцию публики. Многие задавались вопросом: как обычный банан может стоить таких денег? Однако покупатели приобретали не конкретный фрукт, а концепцию и сертификат подлинности, дающий право заменять банан по мере его естественного разложения.


Фото: общественное достояние / Wikimedia Commons


«Банка с дыханием художника» Том Фридмана

Американский художник Том Фридман однажды представил прозрачную стеклянную банку, утверждая, что она содержит его дыхание. Эта работа 1990 года – пример искусства, которое существует главным образом в воображении зрителя. Отсутствие визуального подтверждения заставляет аудиторию либо принять на веру утверждение художника, либо отвергнуть его как обман, что создает интересный философский дискурс о доверии и сущности искусства.


«Невидимая скульптура» Сальвадора Гарцона

В 2021 году итальянский художник Сальвадор Гарцон продал «невидимую скульптуру» за 15 000 евро. Покупатель получил только сертификат подлинности, подтверждающий владение произведением, которое физически не существует. Гарцон назвал работу «Я есть» и утверждал, что она заполняет пространство энергией. Это произведение развивает традицию концептуализма до логического предела, полностью отрицая необходимость материального воплощения искусства.


«Любовь в мусорной корзине» Бэнкси

В 2018 году произошло беспрецедентное событие в мире искусства: картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась сразу после продажи на аукционе Sotheby's за 1,4 миллиона долларов. Встроенный в раму шредер разрезал полотно на полоски, создав новую работу, которую художник переименовал в «Любовь в мусорной корзине». Это действие поставило вопрос о ценности и преходящей природе искусства, а также о роли художника в контроле над своими произведениями после их продажи.


Фото: Бэнкси


«Художник за работой» Криса Бердена

В перформансе 1971 года американский художник Крис Берден лег на пол галереи, накрывшись брезентом, и пролежал так пять дней. Зрители могли видеть только форму тела под тканью. Этот минималистичный перформанс заставлял задуматься: в чем заключается работа художника? Достаточно ли простого присутствия, чтобы считаться искусством? Берден размыл границы между жизнью и творчеством, превратив собственное тело в арт-объект.


«4'33"» Джона Кейджа

Музыкальная композиция Джона Кейджа «4'33"» (1952 год) представляет собой три части полной тишины. Исполнитель сидит за инструментом и не извлекает ни единого звука в течение 4-х минут и 33-х секунд. Смысл произведения в том, что зрители слышат окружающие шумы – скрип кресел, кашель, шепот, которые и становятся музыкой. Это радикальное переосмысление понятия музыкального искусства вызывает у многих недоумение даже спустя десятилетия.


«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Дэмиена Херста

Работа Дэмиена Херста 1991 года представляет собой 4-метровую тигровую акулу, заключенную в формальдегид внутри стеклянного контейнера. Это произведение, проданное за 12 миллионов долларов, поднимает вопросы о смерти, сохранении и восприятии. Многих возмущает сама идея использования мертвого животного в искусстве, тогда как другие восхищаются смелостью концепции и мастерством исполнения. Эта работа остается одним из самых спорных произведений современного искусства.

Фото: Agent001 / CC BY-SA 3.0


«Черный квадрат» Казимира Малевича

Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – одно из наиболее загадочных и недооцененных широкой публикой произведений. Простой черный квадрат на белом фоне вызывает недоумение: «Что тут особенного? Это мог нарисовать каждый!». Однако это революционное произведение ознаменовало рождение супрематизма и абстрактного искусства, став поворотным моментом в истории живописи. Малевич создал «нулевую точку живописи», от которой искусство начало развиваться в принципиально новом направлении.

Фото: Казимир Малевич. Tretyakov Gallery, My Tretyakov

...

  • 0

Популярное

Последние новости