Загадка или обман: 10 произведений искусства, которые вызывают недоумение даже у экспертов
- 13:08 24 апреля
- Антон Романов

Мир искусства удивителен своей многогранностью и непредсказуемостью. На протяжении веков творцы создавали работы, которые заставляли общество не только восхищаться, но и недоумевать, порой даже испытывать культурный шок. Далее в статье Про-город Калининград мы рассмотрим 10 произведений искусства, которые вызывают наибольшее недоумение у публики и критиков, но при этом занимают значимое место в истории мирового искусства.
«Фонтан» Марселя Дюшана
В 1917 году Марсель Дюшан представил миру обычный писсуар, подписанный псевдонимом «R. Mutt», и назвал его «Фонтаном». Эта работа до сих пор вызывает жаркие споры о том, что можно считать искусством. Дюшан не создавал объект, а лишь переосмыслил существующий, введя термин «реди-мейд» – готовое изделие, перемещенное в контекст искусства. Писсуар, помещенный в галерею, стал символом концептуализма и заставил зрителей задуматься: определяется ли искусство мастерством исполнения или идейным содержанием?
Фото: Марсель Дюшан. src Original picture by Stieglitz
«Мерда д'артиста» Пьеро Мандзони
Итальянский художник Пьеро Мандзони в 1961 году заполнил 90 консервных банок собственными экскрементами, запечатал и продавал их по цене золота. «Мерда д'артиста» (буквально «Отходы художника») – это радикальная критика арт-рынка и его коммерциализации. Шокирующий концепт поднимает вопрос: может ли все, что создает художник, считаться искусством? Сегодня эти банки оцениваются в десятки тысяч евро, что парадоксальным образом подтверждает первоначальную идею Мандзони.
«Комедиант» Маурицио Каттелана
В 2019 году на ярмарке Art Basel Miami Маурицио Каттелан представил инсталляцию, состоящую из банана, приклеенного скотчем к стене. Работа, проданная за 120 000 долларов, вызвала бурную реакцию публики. Многие задавались вопросом: как обычный банан может стоить таких денег? Однако покупатели приобретали не конкретный фрукт, а концепцию и сертификат подлинности, дающий право заменять банан по мере его естественного разложения.
Фото: общественное достояние / Wikimedia Commons
«Банка с дыханием художника» Том Фридмана
Американский художник Том Фридман однажды представил прозрачную стеклянную банку, утверждая, что она содержит его дыхание. Эта работа 1990 года – пример искусства, которое существует главным образом в воображении зрителя. Отсутствие визуального подтверждения заставляет аудиторию либо принять на веру утверждение художника, либо отвергнуть его как обман, что создает интересный философский дискурс о доверии и сущности искусства.
«Невидимая скульптура» Сальвадора Гарцона
В 2021 году итальянский художник Сальвадор Гарцон продал «невидимую скульптуру» за 15 000 евро. Покупатель получил только сертификат подлинности, подтверждающий владение произведением, которое физически не существует. Гарцон назвал работу «Я есть» и утверждал, что она заполняет пространство энергией. Это произведение развивает традицию концептуализма до логического предела, полностью отрицая необходимость материального воплощения искусства.
«Любовь в мусорной корзине» Бэнкси
В 2018 году произошло беспрецедентное событие в мире искусства: картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась сразу после продажи на аукционе Sotheby's за 1,4 миллиона долларов. Встроенный в раму шредер разрезал полотно на полоски, создав новую работу, которую художник переименовал в «Любовь в мусорной корзине». Это действие поставило вопрос о ценности и преходящей природе искусства, а также о роли художника в контроле над своими произведениями после их продажи.
Фото: Бэнкси
«Художник за работой» Криса Бердена
В перформансе 1971 года американский художник Крис Берден лег на пол галереи, накрывшись брезентом, и пролежал так пять дней. Зрители могли видеть только форму тела под тканью. Этот минималистичный перформанс заставлял задуматься: в чем заключается работа художника? Достаточно ли простого присутствия, чтобы считаться искусством? Берден размыл границы между жизнью и творчеством, превратив собственное тело в арт-объект.
«4'33"» Джона Кейджа
Музыкальная композиция Джона Кейджа «4'33"» (1952 год) представляет собой три части полной тишины. Исполнитель сидит за инструментом и не извлекает ни единого звука в течение 4-х минут и 33-х секунд. Смысл произведения в том, что зрители слышат окружающие шумы – скрип кресел, кашель, шепот, которые и становятся музыкой. Это радикальное переосмысление понятия музыкального искусства вызывает у многих недоумение даже спустя десятилетия.
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Дэмиена Херста
Работа Дэмиена Херста 1991 года представляет собой 4-метровую тигровую акулу, заключенную в формальдегид внутри стеклянного контейнера. Это произведение, проданное за 12 миллионов долларов, поднимает вопросы о смерти, сохранении и восприятии. Многих возмущает сама идея использования мертвого животного в искусстве, тогда как другие восхищаются смелостью концепции и мастерством исполнения. Эта работа остается одним из самых спорных произведений современного искусства.
Фото: Agent001 / CC BY-SA 3.0
«Черный квадрат» Казимира Малевича
Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – одно из наиболее загадочных и недооцененных широкой публикой произведений. Простой черный квадрат на белом фоне вызывает недоумение: «Что тут особенного? Это мог нарисовать каждый!». Однако это революционное произведение ознаменовало рождение супрематизма и абстрактного искусства, став поворотным моментом в истории живописи. Малевич создал «нулевую точку живописи», от которой искусство начало развиваться в принципиально новом направлении.
Фото: Казимир Малевич. Tretyakov Gallery, My Tretyakov