Ангар № 2 на Балтийской косе стал объектом культурного наследия: что будет с последним свидетелем авиабазы «Нойтиф»
- 13:20 9 декабря
- Ольга Бобровская

История, похожая на детектив с элементами гонки на время, разворачивается на Балтийской косе. Пока государственная экспертиза готовила документы о признании ангара №2 объектом культурного наследия, этот уникальный памятник авиации уже выставили на продажу. Теперь у защитников истории есть формальные основания остановить возможное разрушение, но хватит ли у них реальных рычагов? Об этом сообщил "Калининград.Ru", в понедельник 8 декабря.
Речь идет о целостном историческом комплексе:
-
Кирпичный ангар №2 площадью 7,6 тыс. кв. метров (по адресу Малая набережная, 24)
-
Шестиэтажное здание с башней управления полетами (Малая набережная, 22)
Оба объекта были построены в 1936–1939 годах как часть немецкой авиабазы «Нойтиф» (Neutief), входившей в систему береговой обороны Пиллау. Экспертиза, проводившаяся с 26 сентября по 12 октября 2025 года, подтвердила: комплекс обладает историко-культурной ценностью и заслуживает статуса памятника регионального значения.
«В ангаре №2 размещалась технико-эксплуатационная часть, персонал которой выполнял регламентные работы на самолётах», — уточняется в материалах экспертизы.
Историческая ценность ангара измеряется не только его возрастом, но и событиями, свидетелем которых он стал:
Военный период (1939-1945):
-
Часть системы береговой обороны Пиллау
-
На боковых башнях располагались площадки под зенитные орудия
-
В апреле 1945 года у ангаров происходила высадка советских войск при форсировании пролива Зеетиф (восемь участников штурма получили звание Героя Советского Союза)
Советский период (1947-1996):
-
Базирование гидросамолетов «Каталина»
-
Эксплуатация самолетов-амфибий Бе-4, Бе-6 и Бе-12
-
До 1960 года — базирование истребительных полков авиации ДКБФ
-
До 1995 года — 49-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья
Архитектурная уникальность также впечатляет: металлический каркас собран на клёпках (характерная технология 1930-х), крыша — из плит армированного бетона.
История с ангаром №2 происходит на фоне печальной статистики:
2019-2020 годы: Собственники (семья экс-депутата Госдумы Асана Нюдюрбегова) разобрали два ангара авиабазы (№1 и №6). Строения перешли в частную собственность еще в конце 1990-х.
2021 год: Глава региональной Службы охраны памятников Евгений Маслов публично заявил, что собственник ангаров не заинтересован в их сохранении.
2024 год: Администрация Балтийского городского округа получила предостережение из-за неудовлетворительного состояния ангаров. Муниципалитету предписали провести противоаварийные работы.
Ноябрь 2025 года: Участок с ангаром №2 выставлен на продажу — почти параллельно с завершением экспертизы.
Ирония ситуации в том, что ангар №5, расположенный по соседству, уже получил положительную экспертизу в конце октября. Получается, государство пытается взять под охрану то, что рынок уже готовится перепродать.
Что будет дальше: три возможных сценария
Оптимистичный: Новый собственник (если продажа состоится) окажется ответственным инвестором, который вложится в реставрацию и создаст на базе ангара музей или культурный центр.
Реалистичный: Объект получит охранный статус, но будет годами медленно разрушаться из-за недостатка финансирования на консервацию.
Пессимистичный: Собственник успеет провести «неотложные работы» до получения официального статуса, которые на практике окажутся демонтажем.
Эксперты отмечают, что ангар №2 — не просто старое здание. Это материальное свидетельство целой эпохи в истории Балтийской косы, от нацистской Германии до советской авиации. Его сохранение — вопрос не только культурной, но и исторической памяти.
Документы экспертизы уже направлены в региональную Службу охраны памятников. Теперь от скорости принятия решения зависит, станет ли ангар №2 сохраненным памятником или пополнит список утраченного наследия Калининградской области.