В Калининградской области действует свободная таможенная зона (СТЗ), благодаря которой в 2023 году сюда ввезли товаров на 3,5 миллиарда долларов. Компании, пользующиеся этой программой, экономят огромные суммы: без СТЗ бизнесу пришлось бы заплатить 81 миллиард рублей таможенных пошлин.
При этом есть важное ограничение — импортированные товары можно использовать только внутри региона. Если продукция отправляется за пределы Калининградской области, пошлины всё равно придется платить. Чтобы снизить такие издержки, федеральные власти обещают выделить 24 миллиарда рублей субсидий уже в 2025 году.
Льготы распространяются на самые разные товары: соевые бобы, металлоконструкции, кузова, мясо и транспорт. Но есть нюанс — например, автомобили, ввезенные через СТЗ, нельзя полноценно использовать в других регионах России.
Однако не всё так просто. Бизнесмены жалуются на сложные процедуры. Даже если продукция произведена из российских комплектующих, предприниматели обязаны доказывать, что это не импорт. Процесс идентификации товара занимает время, требует дополнительных затрат и часто приводит к повторным пошлинам, если документы не устроили таможню.
«Мы закупаем всё в России, привозим в Калининград, а потом доказываем, что это не импорт. Если что-то не понравилось, платим снова», — рассказывает Виктор Лидер, глава местной судостроительной компании.
У рыболовных предприятий свои сложности. Корабли, купленные через СТЗ, могут работать только в пределах 12 миль от берега. Если судно пересекает эту границу, оно больше не считается законным.
«Кильке всё равно, где наша зона, а мы каждый раз возвращаемся. И потом получаем штрафы», — объясняет Сергей Лютаревич, руководитель компании «За Родину». Ему пришлось оспаривать 270 нарушений в суде, которые могли обойтись в миллионы рублей.
СТЗ приносит региону большие выгоды, но с ней связано немало сложностей. Бизнесу нужны более простые и понятные правила, чтобы использовать льготы без лишних препятствий.