Progorod logo

Почему первоклассник вдруг начал бояться идти в школу — секреты психологов и советы родителям

11:00 19 сентябряВозрастное ограничение16+
Про-город Калининград

Первые недели учебы для многих первоклассников — это период ярких впечатлений и ожиданий. Однако, спустя некоторое время возникает вопрос: почему ребёнок, который с восторгом бежал в школу 1 сентября, через пару недель начинает протестовать и даже отказываться идти на уроки?

Основные причины нежелания идти в школу у первоклассников

Согласно экспертам, системный семейный психотерапевт Екатерина Шабельская отмечает, что в возрасте семи лет у детей происходит важнейший психологический кризис, связанный с адаптацией к новым условиям. В этот период у малыша меняется ведущая деятельность — он перестраивается, интегрируя в свою жизнь понятия социального «Я», учится строить отношения и приспосабливаться к школьной системе. Эта нагрузка накладывается на нервную систему, что может вызывать у ребёнка физические и эмоциональные реакции — головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, капризы. Важно понимать, что адаптация в школе обычно занимает от одного месяца до полугода и у каждого ребёнка этот процесс происходит индивидуально.

Основные причины отказа от школы включают неустроенность в новых условиях из-за слабых социальных навыков, страх перед строгой учительницей или коллективом, ощущение одиночества или недопонимания в классе, невозможность справляться с учебной нагрузкой, психологический стресс из-за перемен или конфликтов с одноклассниками.

Как распознать признаки плохой адаптации

Родителям важно наблюдать за поведением ребёнка. Признаки трудной адаптации могут включать постоянное нежелание идти в школу или избегание занятий, повышенную тревожность, истерики или слёзы, нарушения сна, ночные страхи, жалобы на боли без объективных причин, невнимательность, снижение интереса к детям и играм, изменения в поведении — например, агрессивность или избегание общения, а также невротические проявления вроде грызения ногтей, раскачивания или покашливания. Если такие признаки замечены, лучше вовремя обратиться за помощью к педагогам и психологам.

Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку

Рекомендуется создавать спокойную и предсказуемую обстановку, обсуждать с ребёнком его ощущения и страхи, не принуждать его, а внимательно слушать. Важно делать утренние сборы максимально спокойными — заранее подготовить школьную форму и учебные принадлежности, говорить о приятных вещах. Следует соблюдать режим дня и режима сна — ложиться и вставать в одно и то же время, обеспечивать минимум девять часов ночного отдыха, избегать перед сном экранных развлечений, кофеина и возбуждающих продуктов. Вводить вечерние ритуалы — чтение сказки, подготовка к школе, спокойные игры.

Также важна эмоциональная поддержка и похвала за любые успехи, без критики и травмирующих замечаний. Нагрузку лучше планировать так, чтобы она не перегружала малыша — домашние задания выполнять по 10–15 минут с перерывами на физическую активность. Не стоит сразу загружать детей кружками и секциями — лучше заниматься этим во втором классе или ближе к окончанию первого, по мере адаптации.

Полезно взаимодействовать с учителем и школьным психологом, чтобы регулярно обсуждать прогресс и трудности ребенка, а при необходимости привлекать специалистов для диагностики и коррекции поведения.

Когда стоит обратиться за профессиональной помощью

Родителям следует насторожиться, если ребёнок длительно избегает школы, не показывает улучшений, часто плачет, проявляет нервозность или агрессию, жалуется на физические недомогания без пояснений, потерял интерес к любимым развлечениям или не хочет говорить о школе. В такой ситуации лучше проконсультироваться у психолога или психотерапевта, чтобы определить причины и рабочую стратегию поддержки.

В заключение важно помнить, что адаптация к школе — сложный и важный этап, требующий терпения и внимания. Оказывая поддержку, создавая уверенность и спокойствие, родители помогают ребёнку почувствовать себя комфортно в новом статусе школьника и сделать этот период более приятным и успешным. Главное — сохранять эмоциональную стабильность и веру в то, что всё обязательно наладится.

Ребёнок стал капризным и уставшим: психолог назвала главные признаки стресса у школьников

Читайте также:

Психолог раскрыла шокирующее правило настоящей привлекательности — перестаньте делать это Ученые раскрыли, что именно делает людей друзьями — и это не характер и не воспитание: дело в одном химическом элементе Эти пары наиболее счастливы в отношениях — ученые сделали необычное исследование Как построить здоровые отношения: 4 шага к уверенности и самоценности — секреты, которые изменят вашу жизнь навсегда Он не работает, а я тяну все на себе: что делать с ленивым мужем

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: