В России ожидают сокращения рабочего дня: кому это выгодно и кто пострадает
- 13:45 7 августа
- Алиса Громова

Во второй половине 2025 года россиян может ждать новая реальность — еще более короткий рабочий день. Но это не шаг к четырехдневке и не забота о балансе между работой и личной жизнью. За сокращением рабочего времени скрывается куда более тревожная тенденция.
По прогнозу вице-президента «Опоры России» Дмитрия Пищальникова, средняя продолжительность рабочего дня в стране может сократиться до 7 часов 20–25 минут уже к концу 2025 года. Это минус ещё 7–12 минут по сравнению с показателями первой половины года. На первый взгляд — ерунда. Но за этим стоит симптом куда более глубоких проблем в экономике.
Что происходит с рынком труда
Сокращение рабочего дня связано вовсе не с инициативами по улучшению качества жизни. По словам эксперта, причина — в стагнации: падают объемы производства, снижается деловая активность, потребительский спрос — и работодатели просто не могут обеспечивать прежний объём занятости.
Отсюда — частичная занятость, гибкие графики, простои и снижение реальных доходов. В 2025 году, по данным Росстата, средний рабочий день уже сократился до 7 часов 32 минут, а у каждого третьего россиянина зафиксировано снижение доходов.
«Это не временные трудности, а проявление системного кризиса», — подчеркивает Пищальников.
Что будет дальше
Если ситуация не изменится, в 2026 году страну может ожидать ещё большее замедление экономики. Основные угрозы — нехватка квалифицированных кадров, высокие ставки по кредитам, падение производительности труда и снижение спроса.
«Без структурных реформ Россию ждет длительная стагнация и снижение уровня жизни», — предупреждает эксперт.
Что нужно менять
По мнению Пищальникова, стране необходим переход к интенсивной модели роста. В числе приоритетных мер он называет:
-
Госпрограммы переподготовки кадров
-
Стимулы для бизнеса: налоговые льготы, доступ к финансированию, субсидии
-
Технологическая модернизация
-
Инвестиции в человеческий капитал
Также важен пересмотр регуляторных механизмов и активное развитие инфраструктуры.